Очарование Викторианской эпохи

Очарование Викторианской эпохи

Порекомендуйте страницу в социальных сетях

23 Декабря 2014 19:47

количество комментариев: 11

  Данную статью прочитали 1864 посетителей

Жизнерадостная 19-летняя девица, взошедшая в 1837 году на британский престол, едва ли предполагала, какие ассоциации будет вызывать ее имя сотню лет спустя. И ведь викторианская эпоха была далеко не худшим временем в британской истории - литература расцветала, экономика и наука бурно развивались, колониальная империя достигла пика своего могущества… Однако же едва ли не первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этой королевы – «викторианская мораль»…



Нынешнее отношение к этому феномену в лучшем случае - ироническое, чаще – откровенно негативное. В английском языке слово «Victorian» до сих пор является синонимом для понятий «ханжеский», «лицемерный». Хотя эпоха, названная именем королевы, была мало связана с ее личностью.

Но не нужно открывать энциклопедию, чтоб представить себе красавицу викторианской эпохи или лощеного джентльмена с гвоздикой в петлице; усилиями многочисленных поэтов и писателей, сценаристов и драматургов, модельеров и дизайнеров внешний облик викторианского стиля в моде, интерьере, украшениях популярен и многократно переписан на новый лад, дал начал многим новым тенденциям, таким как шебби и стимпанк. Однако когда речь заходит об ароматах, о парфюмерии и косметике – немного найдется популярных источников. Рассказы о старинных запахах будто покрыты паутиной веков — словно до изобретения знаменитого парфюмерного аккорда парфюмерии как таковой и не существовало, а то, что существовало, достойно лишь упоминания вскользь, в статьях, начинающихся с древних праэпох, и кончающихся современностью. Что было налито в прекрасные флаконы для духов викторианских времен, что выливали из хрустальных и серебряных пузырьков на кожу и волосы местные кокетки и разбивательницы сердец? Между тем, история викторианской парфюмерии достойна отдельного упоминания, тем более, что именно запах был одним из важнейших составляющих эпохи.

Особо жестокие гонения викторианство возводило на чувственность. Мужчины и женщины обязаны были забыть, что у них есть тело. Единственными его участками, которые разрешалось открывать в доме, были кисти рук и лицо.

На улице мужчина без высокого стоячего воротничка и галстука, женщина без перчаток считались голыми. Вся Европа давно уже застегивала штаны на пуговицы, и только в Англии пользовались веревочками и шнурками.

Существовало огромное количество эвфемизмов, к примеру, называть руки и ноги иначе, как «конечностями» было очень неприлично. О чувствах и эмоциях писали и говорили в основном языком цветов.

Романтические представления викторианской эпохи тесно были связаны с запахами, а именно – с цветами и смолами, их составляющими. Каждому виду запаха придавалось особое значение; был разработан не только язык цветов, но и язык ароматов, с ним тесно связанный. Запахи окружали дам повсюду – знаменитыми стали пышные викторианские сады, из садов цветы перекочевали в дом, окружая хозяйку не только в будуаре, но и в гостиной, в коридорах и в столовой; запахи витали в шкафах и над туалетными столиками. В комнатах стояли вазы с попурри - ароматной смесью из корней, трав, цветов, плодов, пряностей. Время узнавали по цветочным часам, где каждый цветок раскрывался и закрывался в определенный момент. На кухне готовили салаты, пудинги, напитки и даже супы с использованием свежих цветов. Даже в дизайне интерьера господствовала флоральная тематика – цветы на обоях, на обивке мебели; казалось, что ароматы растворены в воздухе и окружают тебя со всех сторон.

В Викторианскую эпоху всё было украшено цветами: волосы, одежда, ювелирные украшения, платья, мужские лацканы, домашний декор и фарфор, канцелярские товары. Здесь перечислена лишь малая толика. Молодой человек мог выразить леди свой восторг или недовольство, но делал это не словами, а гораздо более утончённым способом — он проявлял свои чувства в виде букета цветов. Цветы могли стать сообщением о любви или неприязни, в зависимости от того, какие посылались цветы, каковы их размеры или как эти цветы сгруппированы в букет. Цветы служили безмолвными сообщениями и могли рассказать о том, о чём человек не посмел бы сказать вслух. Даже манера, в которой цветы посылались цветы, несла свой тайный смысл. Цветы, поднесённые вертикально, означали позитивные мысли; преподносимые в противоположном направлении, они приобретали негативный смысл. Если букет преподносили правой рукой, это означало «да», если левой — «нет».

К примеру, розы, могут представлять самые разные настроения и чувства. Страсть и романтическая любовь по-прежнему ассоциируется с алыми розами. Розовые розы означают менее страстную любовь, но более нежную и поэтическую. Белые розы искренности и чистоту, а жёлтые розы дружбу. Синие розы дарят людям загадочным и недоступным. Синие розы могут также означать недостижимую любовь.

Считалось, что тот или иной аромат может многое сказать о характере женщины, его использующей, и даже повлиять – на характер, а то внешность и судьбу. Особыми верованиями окружали розмарин – считалось, что ежедневное использование розмариновой воды обеспечивало неувядающую молодость. Мускус провоцировал чувственность, герань – нежность, бензойный стиракс – мечтательность. Темно-синие фиалки сподобливали к благочестивому поведению, белые же улучшали пищеварение. Ладан навевал религиозные мысли. Если женщина предпочитала аромат лимонной вербены, то про нее говорили, что она – натура артистическая, или же коллекционерка предметов искусства. Сегодня мы бы назвали это ретро-ароматерапией.

Однако не следует думать, что только женщины были увлечены духами – вовсе нет (хотя именно в викторианскую эпоху появилось резкое различие между «женскими» запахами, легкими и цветочными, и «мужскими», которые должны были быть почти незаметными и строгими). Появилось целое сословие мужчин, занятых по большей части собою, своим туалетом – т.н. денди. Люди эти вовсе не были праздными бездельниками, как кажется сегодня. Многие из них – талантливые поэты, писатели, и даже ученые: расцвело (в прямом и переносном смысле слова) сообщество денди-парфюмеров, парфюмерных эзотериков, которые каждому запаху приписывали особое, сакральное значение, изучали влияние на женщину и мужчину, составляли сложные системы и проводили диковинные опыты. Сами они признавались, что создают ароматы во имя Женщины, ведь рыцарство в викторианскую эпоху также было в ходу: считалось, что отказать даме джентльмен не посмеет. И при этом труды их кажутся скорее созданными для других парфюмеров и специалистов. Например, Септимус Пиесс придумывает систему ольфакторной гармонии, основанной на связи запахов и музыкальных нот – «одофон», где запахи были разложены по хроматической гамме, в зависимости от степени своей стойкости. В результате идеальные сочетания ароматных «нот» складывались в «аккорды». Некоторые парфюмеры до сих пор пользуются его разработками.

Парфюмерный календарь викторианской эпохи, обложка, 1894 г

Кстати, среди запахов викторианской эпохи выделяется несколько основных: это фиалка, лаванда, вербена, роза, бензой (излюбленный консервант), знаменитый фиалковый корень (корень ириса флорентийского), кассия, мята, пион. Популярны были полевые и садовые цветы, которые сегодня забыты – например, резеда, мятлик луговой, донник лекарственный, душистый подмаренник, таволга. Не все могли позволить себе покупать ароматы у аптекарей и парфюмеров – но любая девушка могла отправиться весной или летом на луг и нарвать охапку душистых цветов, а позже – сделать из них саше, набить подушечку для сна или отдыха, а то и сидения, изготовить настойку собственного приготовления или отдушку для мыла. Использовались лепестки и других цветов: гвоздики и жасмина, жимолости и лилий, бегоний, нарциссов, незабудок, гиацинтов, ландышей, желтого жасмина и примулы, клематисов и ипомеи, водосбора; а также пряные травы и восточные приправы (гвоздика, корица, мускатный орех, тимьян, шалфей и майоран). Собирали растения на рассвете, сушили в темноте и сухости около пяти дней; перед добавлением в саше или попурри толкли в ступе. Иногда на последнем этапе к смесям добавлялись ароматические масла. Кроме того, в ходу были цветочные воды (розовая, мятная, розмариновая), цветочные и косметические уксусы, иногда с добавлением туалетной воды, спиртовые настойки.

Смешивать духи многие дамы считали дурным тоном. Нередко женщина выбирала один определенный аромат и использовала его повсюду – так, чтоб шлейф его сопровождал его и ассоциировался с нею у поклонников и друзей. А «повсюду» в понятии викторианской эпохи – это действительно повсюду. Пользовались популярностью и парфюмерные пуговицы – обтянутые тканью декоративные пуговки нарядов, на которые наносились масляные духи. Этим дело не ограничивалось. И, кстати, дело не ограничивалось масляными духами - они могли быть на основе обычного или винного спирта. Парфюмом ароматизировали писчую бумагу, чтоб любовное письмо говорило без подписи о своем владельце. Книги пахли духами; маленькие подушечки или большие подложки с множеством кармашков для трав клались в отделения шкафа. В частности, чулки, носки и белье помещали иногда на широкую подложку с подшитыми по краям мешочками с розовым деревом, лавандой, фиалковым корнем. Резедой, мятликом, донником и таволгой набивали муслиновые мешочки, которыми перекладывали одежду – для этого растения сначала сушили в темноте и сухости. Душили сиденья кареты и мебель. Любопытно, что саму кожу духами трогали меньше всего – тогда считалось, что спирт сушит и портит кожу.

Несколько рецептов викторианской Англии (меры веса переведены в российскую систему мер, но даны без изменений)

Рецепт душистой воды для добавления в ванну, парфюмерные составы, и, возможно, в пищу

- 8 столовых ложек сухих трав (лаванды, мяты, розы, верхушек розмарина, мирта, жасмина, либо лимонной цедры)

- поллитра воды

Залейте лепестки водой в кастрюле, доведите до кипения и томите на медленном огне 10 минут. Снимите с огня, охладите.

Рецепт гвоздичной настойки

- 250 г лепестков садовой гвоздики

- 480 мл медицинского спирта

Залить лепестки спиртом на 10 дней, ежедневно встряхивая банку. Процедить, добавить 125 мл настойки бензойного стиракса.

Рецепт цветочного уксуса

- 90 г сухих цветочных лепестков (роза, лаванда, резеда, жасмин, донник или другие сильно пахнущие цветы)

- 1.12 л уксуса (в викторианскую эпоху использовался Орлеанский уксус)

Залить лепестки уксусом на 2 недели, процедить.

Рецепт нюхательного уксуса

- 30 мл концентрированной уксусной кислоты

- около 2 мл эфирного масла розы

Смешать и взболтать в хорошо закрывающейся бутыли. Смесью смачивали вкладыши в уксусницах.

Другой вариант

- жидкий аммоний (можно использовать нашатырный спирт) – 480 мл

- около 3.9 мл розового эфирного масла

- около 3. 9 мл эфирного масла английской лаванды

- около 2 мл эфирного масла бергамота

- около 2 мл эфирного масла гвоздики (пряности)

Этой смесью смачивали засыпанную в прозрачную бутылочку соль карбоната кальция (поташ), чтоб придать ей аромат. Хранили также после взбалтывания в закрытой бутыли.

Рецепт очищающего молочка

- 45 г бензойного стиракса

- 360 мл медицинского спирта

- 360 мл Орлеанского уксуса

Сделайте смесь из небольшого количества спирта и уксуса. Засыпьте измельченную смолу. Помешивая, влейте остатки спирта и уксуса, перелейте все в бутыль для хранения и оставьте на 2 недели. Процедите.

Рецепт саше для одежды с ароматом лимонной вербены

- 460 г высушенной, измельченной лимонной цедры

- 112 г тимьяна

- 31 мл эфирного масла бергамота

- 15 мл масла лимона

- около 3.89 мл масла лимонного сорго

Рецепт лавандового саше

- 460 г сухих истолченных цветков лаванды

- 112 г измельченной бензойной смолы

- около 7 мл эфирного масла лаванды

Рецепт попурри

- 460 г цветков лаванды

- 460 г цельных розовых лепестков

- 230 г кусочков фиалкового корня

- для обваливания: смесь из гвоздики, корицы и душистого перца, все специи "сломанные" (разломанные на части, но не толченые в порошок), каждой по 60 г

- 460 г столовой соли

Если парфюмерная продукция эпохи захватывает воображение, то косметика скорее пугает. В составы для умащивания лица и рук добавляли ядовитые вещества – например, свинец и даже ртуть, а также животные жидкости вроде медвежьего и барсучьего жира. Для ухода за волосами и их окраски использовались составы, включающие окиси серебра и свинца, уголь, известь, жженую древесину и опилки, сульфат меди и прочие опасные для жизни и здоровья компоненты. Популярным ингредиентом для кремов от морщин был спермацет – в просторечии продукт жизнедеятельности кашалотов; другими привычными веществами были воск и миндальное масло (впрочем, вполне безобидные и даже современные). В душистые воды-тоники, однако, маскируя вонь химикатов запахом роз, лаванды или розмарина, могли добавить и ртуть, и мышьяк, и даже синильную кислоту. Декоративная косметика не была столь опасна, зато не отличалась разнообразием – делилась на «белую» (пудры на основе крахмала и мела) и «красную» (помады и румяна, создававшиеся, например, из смеси квасцов, белого винного уксуса и красного сандалового дерева). Глаза подводились угольным карандашом. На молодых женщинах смотрелось все это грубо и неуместно – да и сама эпоха призывала к умеренности и деликатности, в журнальных статьях для дам подчеркивалось, что красота должна быть естественной, тонкой. Таким образом, яркая косметика стала уделом низших слоев общества – путан, актерок, содержанок; дама высшего сословия должна была светиться здоровой натуральной красотой (и, конечно, пахнуть свежими цветами!). Тем более, что нередко и в декоративную косметику, особенно модные ее разновидности вроде жемчужной пудры (пудры в прямом смысле слова из толченого жемчуга) добавляли и свинцовые белила, и каустик, и висмут, и негашеную известь.

Интересно остановиться на некоторых «чисто викторианских» штучках – изобретенных, правда, несколько ранее, но второе рождение переживших именно в викторианские времена. Это и уксусницы vinaigrette – миниатюрные коробочки из серебра либо хрустальные флакончики, куда помещалась надушенная особым составом ватка. Уксусницу подносили упавшей в обморок даме (а упасть было от чего – мало того, что этикет предписывал женщине чувствительность и пугливость, но в дорогих дамских пансионах нередко воспитанниц морили голодом ради великолепной тонкой талии, что мы можем увидеть на старых рекламных плакатах). Лондонские полисмены даже носили флакон с уксусом с собой, на всякий случай. Популярны были слезницы – флакончики для сбора... слез, причем носили их не только женщины, но иногда и мужчины. Слезницы (lachrimatory) были миниатюрными и сделаны так, чтоб отверстие можно было поднести к самому глазу. Очаровательные букетики тусси-мусси из настоящих цветов, которые носили в руках или прикалывали к одежде, долженствовали без слов рассказать собеседнику все, что вы считаете нужным ему сообщить. Язык цветов вообще был широк и многообразен, и особенно часто использовался любовниками, вынужденными скрывать свои чувства (что не было редкостью в чопорном викторианском мире).

Уксусница Lady Reviver

"Ловец слез" викторианской эпохи с цепочкой, для ношения на шее.

Мыло викторианской эпохи сильно отличалось от нынешнего – для начала, большая его часть была ручной работы, в прямом смысле слова: хозяйки варили его дома, причем рекомендовалось делать это даже если была возможность купить фабричное мыло. Считалось, что ароматизированное «покупное» мыло скрывает за сильным ароматом неприятный запах некачественных компонентов, а ярко окрашенные зеленые или розовые мыльца считались просто опасными для кожи. После умывания с мылом предписывалось несколько раз омыть кожу чистой водой. А лучше всего – купить самое качественное белое (неокрашенное) мыло, размягчить его в поставленной на малый огонь кастрюле с небольшим количеством воды, вмешать немного... овсянки. Это смягчало высушивающий эффект. Иногда добавляли натуральны.е отдушки - считалось, что сок малины придает мылу свежий аромат, розовая вода или цветки жасмина также были популярными добавками.

Если содержание косметических сосудов могло быть сколь чудесно, столь и опасно и ядовито – то «обертка» в викторианскую эпоху была просто потрясающая. Английское производство флаконов для духов, уксусниц, слезниц, сосудов для цветочных вод и уксусов буквально расцвело. Тут были и кофры для путешествий драгоценного дерева, с миниатюрными туалетными наборами, где все, от расчески до опасной бритвы, изготавливалось из серебра, а бутылочки были хрустальными; и мини-флаконы для дамской сумочки цветного стекла, иногда двойные – уксусница и духи «в одном флаконе»; и бутылочки выточенные из полудрагоценных камней; и фарфоровые статуэтки-флаконы; и цветочные, конечно же, узоры. От флаконов не отставали щетки для волос, маникюрные принадлежности, мелочи вроде стаканчиков, наперстков, швейных наборов, ножниц, зеркалец.

Флаконы из серебра, декорированные сложными рисунками, стеклянные бутылочки с оригинальной огранкой и керамические сосуды с инкрустацией цветами приводили женщин в состояние неописуемого восторга.

В целом натуральность и гармония властвовали в моде – и это несмотря на то, что именно в викторианскую эпоху и именно английский химик Уильям Перкин создает синтетический запах кумарин, букет свежескошенного сена, на основе салициловой кислоты. Кумарин использовался в духах Jicky от Guerlain, открывших новую эру парфюмерного искусства, в которой природные компоненты сочетались с химическими эссенциями. Нельзя сказать, что составные «брендовые» духи полностью отсутствовали в викторианскую эпоху – наоборот, именно тогда появляются некоторые культовые, позднее многократно переизданные ароматы (такие, как «Русская кожа», Jicky, Eau de Imperiale), зарождаются империи Rimmel, Penhaligon's и D`Orsay. Очень много ароматов со словом «букет» в названии – это отражало суть цветочного аромата. Двадцатый век с его быстрым, практичным подходом к парфюмерному таинству неумолимо приближался, и его аромат витал в воздухе запахами искусственной розы и фиалки, предвещая усреднение, ускорение и упрощение. Эпоха парфюмерных денди, прекрасных ядов и эзотерических ароматов прошла навсегда, оставив в памяти потомков лишь легкий цветочный аромат ностальгии.


Использованная литература:

О. Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре», Книга 1

Англоязычная Википедия (авторский перевод)

Beautiful For Ever: Madame Rachel of Bond Street, Cosmetician, Con-Artist and Blacmailer

G. W. Septimus Piesse, The Art of Perfumery And Methods of Obtaining the Odors of Plants

Lee Jackson, The dictionary of Victorian London

Интернет-ресурсы.


Комментарии к статье Очарование Викторианской эпохи

Спасибо Вам огромное! Очень давно искала подобную статью! Очень, очень и очень полезная статья! Еще раз спасибо!

Спасибо Вам большое! ! ! Мне приятно, что Вам понравилась моя статья!

количество респектов: 1

Очень интересная статья! ! ! Особенно рецепты! Никак не досмотрю "марию антуанетту":) обязательно попробую ванны:)))

количество респектов: 3

Прекрасная статья, узнала много интересного. Спасибо! И иллюстрации изумительные!

количество респектов: 3

Супер, так интереснооооо! )))Спасибо.

количество респектов: 6

Спасибо Вам за комментарии! Я очень рада что моя статья Вам понравилась!

Когда пишу статьи- сама вместе с Вами учусь и открываю для себя много интересного!

Конечно, удивительная эта эпоха, удивительные нравы, множество открытий и изобретений.

Ханжество и приличие невероятным образом сплетены воедино.

количество респектов: 9

Викторианская эпоха в Европе, я гляжу, имеет параллели с мусульманским миром: тоже закрытость тела и цензура чувственности, всевозможные запреты, и тоже возникшие вследствие этого "тайные языки" и причудливые узоры флаконов, такая себе лазейка для самовыражения. Обратите внимание, как богато оформлены флаконы современных арабских духов. В этом точно есть какая-то параллель с психологией англичан викторианской эпохи.

количество респектов: 5

Превосходная познавательная статья! Спасибо Вам за труд, написано так интересно и много удивительных фактов.

количество респектов: 5

Замечательная статья! Спасибо! Много интересной и полезной информации, грамотный перевод, отличный слог!


Буду рада Вас видеть в теме "Энциклопедия винтажей", нам такие люди нужны!

количество респектов: 7

Как интересно! Познавательно и увлекательно. Спасибо Вам пребольшущее!

количество респектов: 4

Новые комментарии

Grettel
29 Января 2017 00:43

Комментарий к новости

Я когда встречалась с мужем, то всегда пользовалась Диор Аддикт (никогда этот запах не меняла на другой), он для него теперь как наркотик. говорит как только слышит этот запах то аж "мурашки" по коже, как в те дни когда мы только встречались и был конфетно-букетный период. теперь понятно почему у него такая реакция п.с. главное выставила ему флаконы аддикта 2002, 2010, 2012, 2014. перенюхал все и сказал что они одинаковые а для меня это всё разные запахи

elixir
24 Декабря 2016 20:10

Комментарий к новости

Помогите, пожалуйста, определить какого года мой Fragonard Arielle код 107123

engyli
23 Декабря 2016 15:35

Комментарий к новости

Присоединяюсь ко всему ниже сказанному -1000 и 1 респект и уважение за прекрасно сделанный сайт и магазин , статьи и обзоры. На кремчик заходила давно , только здесь было сразу все о аромате на одной страничке и наличие , и цена, и описание, и отзывы и вообще хороший выбор парфумок. А пришла на сайт, как пользователь в начале 15-го года , в поисках закончившихся любимок , совсем случайно тыкнула в предложения с частных витрин и вот уже 2 года , благодаря кремчику пополняю свою коллекцию , имею возможность познакомиться с таким количеством ароматов , не покупая флаконы и выбрать то самое -самое , а главное что здесь есть это уверенность , что купишь качественный парфюм и все благодаря феечкам и отличной работе админов - построение работы сайта , организация распивов самая удобная , можно сказать единственная в своем роде , из всех знаемых. Огромное спасибо всем за Ваш труд , к стати нелегкий . Сама немного делюсь и рада когда покупают что то , но пока сделаешь 2-3 отливанта руки отваливаются . И лучший антидепресант для меня , когда получаешь посылочку с какой то давней хотелкой , муж смирился уже , и не только , в какой то момент я поняла , что около 10 ка атомов плавно перекочевали в его пользование и тумбочку с парфюмами. Так что замечательная затейка прекрасно воплощенная Всем хороших парфвпечатлений и общений

Mikaela
13 Декабря 2016 00:22

Комментарий к новости

Можно побыть "химиком" , миксуя ароматы на коже. А именно с одной стороны пшикнуть одним с другой - другим. В итоге флёр смешивается и получается микс. Только сначала надо в голове сложить что с чем миксовать , предварительно хорошо зная ароматы, их раскрытие, сердце, базу.

Анна
10 Декабря 2016 09:20

Комментарий к новости

Если ингредиенты жидкие, их лучше всего разбавить хотя бы до 20% (средняя концентрация парфводы, хотя у кого-то это уже духи). Если вещество сильно ядрёное, то его лучше разбавлять до 5-10%, чтобы получить более тонкие оттенки. По мл: 5%— 0, 5 мл концентрата, 9, 5 — спирта; 10%: 1 к 9 20: 1 к 4.

Загрузка...
Наверх