Очарование Викторианской эпохи

Очарование Викторианской эпохи

Порекомендуйте страницу в социальных сетях

23 Декабря 2014 19:47

количество комментариев: 11

  Данную статью прочитали 1758 посетителей

Жизнерадостная 19-летняя девица, взошедшая в 1837 году на британский престол, едва ли предполагала, какие ассоциации будет вызывать ее имя сотню лет спустя. И ведь викторианская эпоха была далеко не худшим временем в британской истории - литература расцветала, экономика и наука бурно развивались, колониальная империя достигла пика своего могущества… Однако же едва ли не первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этой королевы – «викторианская мораль»…



Нынешнее отношение к этому феномену в лучшем случае - ироническое, чаще – откровенно негативное. В английском языке слово «Victorian» до сих пор является синонимом для понятий «ханжеский», «лицемерный». Хотя эпоха, названная именем королевы, была мало связана с ее личностью.

Но не нужно открывать энциклопедию, чтоб представить себе красавицу викторианской эпохи или лощеного джентльмена с гвоздикой в петлице; усилиями многочисленных поэтов и писателей, сценаристов и драматургов, модельеров и дизайнеров внешний облик викторианского стиля в моде, интерьере, украшениях популярен и многократно переписан на новый лад, дал начал многим новым тенденциям, таким как шебби и стимпанк. Однако когда речь заходит об ароматах, о парфюмерии и косметике – немного найдется популярных источников. Рассказы о старинных запахах будто покрыты паутиной веков — словно до изобретения знаменитого парфюмерного аккорда парфюмерии как таковой и не существовало, а то, что существовало, достойно лишь упоминания вскользь, в статьях, начинающихся с древних праэпох, и кончающихся современностью. Что было налито в прекрасные флаконы для духов викторианских времен, что выливали из хрустальных и серебряных пузырьков на кожу и волосы местные кокетки и разбивательницы сердец? Между тем, история викторианской парфюмерии достойна отдельного упоминания, тем более, что именно запах был одним из важнейших составляющих эпохи.

Особо жестокие гонения викторианство возводило на чувственность. Мужчины и женщины обязаны были забыть, что у них есть тело. Единственными его участками, которые разрешалось открывать в доме, были кисти рук и лицо.

На улице мужчина без высокого стоячего воротничка и галстука, женщина без перчаток считались голыми. Вся Европа давно уже застегивала штаны на пуговицы, и только в Англии пользовались веревочками и шнурками.

Существовало огромное количество эвфемизмов, к примеру, называть руки и ноги иначе, как «конечностями» было очень неприлично. О чувствах и эмоциях писали и говорили в основном языком цветов.

Романтические представления викторианской эпохи тесно были связаны с запахами, а именно – с цветами и смолами, их составляющими. Каждому виду запаха придавалось особое значение; был разработан не только язык цветов, но и язык ароматов, с ним тесно связанный. Запахи окружали дам повсюду – знаменитыми стали пышные викторианские сады, из садов цветы перекочевали в дом, окружая хозяйку не только в будуаре, но и в гостиной, в коридорах и в столовой; запахи витали в шкафах и над туалетными столиками. В комнатах стояли вазы с попурри - ароматной смесью из корней, трав, цветов, плодов, пряностей. Время узнавали по цветочным часам, где каждый цветок раскрывался и закрывался в определенный момент. На кухне готовили салаты, пудинги, напитки и даже супы с использованием свежих цветов. Даже в дизайне интерьера господствовала флоральная тематика – цветы на обоях, на обивке мебели; казалось, что ароматы растворены в воздухе и окружают тебя со всех сторон.

В Викторианскую эпоху всё было украшено цветами: волосы, одежда, ювелирные украшения, платья, мужские лацканы, домашний декор и фарфор, канцелярские товары. Здесь перечислена лишь малая толика. Молодой человек мог выразить леди свой восторг или недовольство, но делал это не словами, а гораздо более утончённым способом — он проявлял свои чувства в виде букета цветов. Цветы могли стать сообщением о любви или неприязни, в зависимости от того, какие посылались цветы, каковы их размеры или как эти цветы сгруппированы в букет. Цветы служили безмолвными сообщениями и могли рассказать о том, о чём человек не посмел бы сказать вслух. Даже манера, в которой цветы посылались цветы, несла свой тайный смысл. Цветы, поднесённые вертикально, означали позитивные мысли; преподносимые в противоположном направлении, они приобретали негативный смысл. Если букет преподносили правой рукой, это означало «да», если левой — «нет».

К примеру, розы, могут представлять самые разные настроения и чувства. Страсть и романтическая любовь по-прежнему ассоциируется с алыми розами. Розовые розы означают менее страстную любовь, но более нежную и поэтическую. Белые розы искренности и чистоту, а жёлтые розы дружбу. Синие розы дарят людям загадочным и недоступным. Синие розы могут также означать недостижимую любовь.

Считалось, что тот или иной аромат может многое сказать о характере женщины, его использующей, и даже повлиять – на характер, а то внешность и судьбу. Особыми верованиями окружали розмарин – считалось, что ежедневное использование розмариновой воды обеспечивало неувядающую молодость. Мускус провоцировал чувственность, герань – нежность, бензойный стиракс – мечтательность. Темно-синие фиалки сподобливали к благочестивому поведению, белые же улучшали пищеварение. Ладан навевал религиозные мысли. Если женщина предпочитала аромат лимонной вербены, то про нее говорили, что она – натура артистическая, или же коллекционерка предметов искусства. Сегодня мы бы назвали это ретро-ароматерапией.

Однако не следует думать, что только женщины были увлечены духами – вовсе нет (хотя именно в викторианскую эпоху появилось резкое различие между «женскими» запахами, легкими и цветочными, и «мужскими», которые должны были быть почти незаметными и строгими). Появилось целое сословие мужчин, занятых по большей части собою, своим туалетом – т.н. денди. Люди эти вовсе не были праздными бездельниками, как кажется сегодня. Многие из них – талантливые поэты, писатели, и даже ученые: расцвело (в прямом и переносном смысле слова) сообщество денди-парфюмеров, парфюмерных эзотериков, которые каждому запаху приписывали особое, сакральное значение, изучали влияние на женщину и мужчину, составляли сложные системы и проводили диковинные опыты. Сами они признавались, что создают ароматы во имя Женщины, ведь рыцарство в викторианскую эпоху также было в ходу: считалось, что отказать даме джентльмен не посмеет. И при этом труды их кажутся скорее созданными для других парфюмеров и специалистов. Например, Септимус Пиесс придумывает систему ольфакторной гармонии, основанной на связи запахов и музыкальных нот – «одофон», где запахи были разложены по хроматической гамме, в зависимости от степени своей стойкости. В результате идеальные сочетания ароматных «нот» складывались в «аккорды». Некоторые парфюмеры до сих пор пользуются его разработками.

Парфюмерный календарь викторианской эпохи, обложка, 1894 г

Кстати, среди запахов викторианской эпохи выделяется несколько основных: это фиалка, лаванда, вербена, роза, бензой (излюбленный консервант), знаменитый фиалковый корень (корень ириса флорентийского), кассия, мята, пион. Популярны были полевые и садовые цветы, которые сегодня забыты – например, резеда, мятлик луговой, донник лекарственный, душистый подмаренник, таволга. Не все могли позволить себе покупать ароматы у аптекарей и парфюмеров – но любая девушка могла отправиться весной или летом на луг и нарвать охапку душистых цветов, а позже – сделать из них саше, набить подушечку для сна или отдыха, а то и сидения, изготовить настойку собственного приготовления или отдушку для мыла. Использовались лепестки и других цветов: гвоздики и жасмина, жимолости и лилий, бегоний, нарциссов, незабудок, гиацинтов, ландышей, желтого жасмина и примулы, клематисов и ипомеи, водосбора; а также пряные травы и восточные приправы (гвоздика, корица, мускатный орех, тимьян, шалфей и майоран). Собирали растения на рассвете, сушили в темноте и сухости около пяти дней; перед добавлением в саше или попурри толкли в ступе. Иногда на последнем этапе к смесям добавлялись ароматические масла. Кроме того, в ходу были цветочные воды (розовая, мятная, розмариновая), цветочные и косметические уксусы, иногда с добавлением туалетной воды, спиртовые настойки.

Смешивать духи многие дамы считали дурным тоном. Нередко женщина выбирала один определенный аромат и использовала его повсюду – так, чтоб шлейф его сопровождал его и ассоциировался с нею у поклонников и друзей. А «повсюду» в понятии викторианской эпохи – это действительно повсюду. Пользовались популярностью и парфюмерные пуговицы – обтянутые тканью декоративные пуговки нарядов, на которые наносились масляные духи. Этим дело не ограничивалось. И, кстати, дело не ограничивалось масляными духами - они могли быть на основе обычного или винного спирта. Парфюмом ароматизировали писчую бумагу, чтоб любовное письмо говорило без подписи о своем владельце. Книги пахли духами; маленькие подушечки или большие подложки с множеством кармашков для трав клались в отделения шкафа. В частности, чулки, носки и белье помещали иногда на широкую подложку с подшитыми по краям мешочками с розовым деревом, лавандой, фиалковым корнем. Резедой, мятликом, донником и таволгой набивали муслиновые мешочки, которыми перекладывали одежду – для этого растения сначала сушили в темноте и сухости. Душили сиденья кареты и мебель. Любопытно, что саму кожу духами трогали меньше всего – тогда считалось, что спирт сушит и портит кожу.

Несколько рецептов викторианской Англии (меры веса переведены в российскую систему мер, но даны без изменений)

Рецепт душистой воды для добавления в ванну, парфюмерные составы, и, возможно, в пищу

- 8 столовых ложек сухих трав (лаванды, мяты, розы, верхушек розмарина, мирта, жасмина, либо лимонной цедры)

- поллитра воды

Залейте лепестки водой в кастрюле, доведите до кипения и томите на медленном огне 10 минут. Снимите с огня, охладите.

Рецепт гвоздичной настойки

- 250 г лепестков садовой гвоздики

- 480 мл медицинского спирта

Залить лепестки спиртом на 10 дней, ежедневно встряхивая банку. Процедить, добавить 125 мл настойки бензойного стиракса.

Рецепт цветочного уксуса

- 90 г сухих цветочных лепестков (роза, лаванда, резеда, жасмин, донник или другие сильно пахнущие цветы)

- 1.12 л уксуса (в викторианскую эпоху использовался Орлеанский уксус)

Залить лепестки уксусом на 2 недели, процедить.

Рецепт нюхательного уксуса

- 30 мл концентрированной уксусной кислоты

- около 2 мл эфирного масла розы

Смешать и взболтать в хорошо закрывающейся бутыли. Смесью смачивали вкладыши в уксусницах.

Другой вариант

- жидкий аммоний (можно использовать нашатырный спирт) – 480 мл

- около 3.9 мл розового эфирного масла

- около 3. 9 мл эфирного масла английской лаванды

- около 2 мл эфирного масла бергамота

- около 2 мл эфирного масла гвоздики (пряности)

Этой смесью смачивали засыпанную в прозрачную бутылочку соль карбоната кальция (поташ), чтоб придать ей аромат. Хранили также после взбалтывания в закрытой бутыли.

Рецепт очищающего молочка

- 45 г бензойного стиракса

- 360 мл медицинского спирта

- 360 мл Орлеанского уксуса

Сделайте смесь из небольшого количества спирта и уксуса. Засыпьте измельченную смолу. Помешивая, влейте остатки спирта и уксуса, перелейте все в бутыль для хранения и оставьте на 2 недели. Процедите.

Рецепт саше для одежды с ароматом лимонной вербены

- 460 г высушенной, измельченной лимонной цедры

- 112 г тимьяна

- 31 мл эфирного масла бергамота

- 15 мл масла лимона

- около 3.89 мл масла лимонного сорго

Рецепт лавандового саше

- 460 г сухих истолченных цветков лаванды

- 112 г измельченной бензойной смолы

- около 7 мл эфирного масла лаванды

Рецепт попурри

- 460 г цветков лаванды

- 460 г цельных розовых лепестков

- 230 г кусочков фиалкового корня

- для обваливания: смесь из гвоздики, корицы и душистого перца, все специи "сломанные" (разломанные на части, но не толченые в порошок), каждой по 60 г

- 460 г столовой соли

Если парфюмерная продукция эпохи захватывает воображение, то косметика скорее пугает. В составы для умащивания лица и рук добавляли ядовитые вещества – например, свинец и даже ртуть, а также животные жидкости вроде медвежьего и барсучьего жира. Для ухода за волосами и их окраски использовались составы, включающие окиси серебра и свинца, уголь, известь, жженую древесину и опилки, сульфат меди и прочие опасные для жизни и здоровья компоненты. Популярным ингредиентом для кремов от морщин был спермацет – в просторечии продукт жизнедеятельности кашалотов; другими привычными веществами были воск и миндальное масло (впрочем, вполне безобидные и даже современные). В душистые воды-тоники, однако, маскируя вонь химикатов запахом роз, лаванды или розмарина, могли добавить и ртуть, и мышьяк, и даже синильную кислоту. Декоративная косметика не была столь опасна, зато не отличалась разнообразием – делилась на «белую» (пудры на основе крахмала и мела) и «красную» (помады и румяна, создававшиеся, например, из смеси квасцов, белого винного уксуса и красного сандалового дерева). Глаза подводились угольным карандашом. На молодых женщинах смотрелось все это грубо и неуместно – да и сама эпоха призывала к умеренности и деликатности, в журнальных статьях для дам подчеркивалось, что красота должна быть естественной, тонкой. Таким образом, яркая косметика стала уделом низших слоев общества – путан, актерок, содержанок; дама высшего сословия должна была светиться здоровой натуральной красотой (и, конечно, пахнуть свежими цветами!). Тем более, что нередко и в декоративную косметику, особенно модные ее разновидности вроде жемчужной пудры (пудры в прямом смысле слова из толченого жемчуга) добавляли и свинцовые белила, и каустик, и висмут, и негашеную известь.

Интересно остановиться на некоторых «чисто викторианских» штучках – изобретенных, правда, несколько ранее, но второе рождение переживших именно в викторианские времена. Это и уксусницы vinaigrette – миниатюрные коробочки из серебра либо хрустальные флакончики, куда помещалась надушенная особым составом ватка. Уксусницу подносили упавшей в обморок даме (а упасть было от чего – мало того, что этикет предписывал женщине чувствительность и пугливость, но в дорогих дамских пансионах нередко воспитанниц морили голодом ради великолепной тонкой талии, что мы можем увидеть на старых рекламных плакатах). Лондонские полисмены даже носили флакон с уксусом с собой, на всякий случай. Популярны были слезницы – флакончики для сбора... слез, причем носили их не только женщины, но иногда и мужчины. Слезницы (lachrimatory) были миниатюрными и сделаны так, чтоб отверстие можно было поднести к самому глазу. Очаровательные букетики тусси-мусси из настоящих цветов, которые носили в руках или прикалывали к одежде, долженствовали без слов рассказать собеседнику все, что вы считаете нужным ему сообщить. Язык цветов вообще был широк и многообразен, и особенно часто использовался любовниками, вынужденными скрывать свои чувства (что не было редкостью в чопорном викторианском мире).

Уксусница Lady Reviver

"Ловец слез" викторианской эпохи с цепочкой, для ношения на шее.

Мыло викторианской эпохи сильно отличалось от нынешнего – для начала, большая его часть была ручной работы, в прямом смысле слова: хозяйки варили его дома, причем рекомендовалось делать это даже если была возможность купить фабричное мыло. Считалось, что ароматизированное «покупное» мыло скрывает за сильным ароматом неприятный запах некачественных компонентов, а ярко окрашенные зеленые или розовые мыльца считались просто опасными для кожи. После умывания с мылом предписывалось несколько раз омыть кожу чистой водой. А лучше всего – купить самое качественное белое (неокрашенное) мыло, размягчить его в поставленной на малый огонь кастрюле с небольшим количеством воды, вмешать немного... овсянки. Это смягчало высушивающий эффект. Иногда добавляли натуральны.е отдушки - считалось, что сок малины придает мылу свежий аромат, розовая вода или цветки жасмина также были популярными добавками.

Если содержание косметических сосудов могло быть сколь чудесно, столь и опасно и ядовито – то «обертка» в викторианскую эпоху была просто потрясающая. Английское производство флаконов для духов, уксусниц, слезниц, сосудов для цветочных вод и уксусов буквально расцвело. Тут были и кофры для путешествий драгоценного дерева, с миниатюрными туалетными наборами, где все, от расчески до опасной бритвы, изготавливалось из серебра, а бутылочки были хрустальными; и мини-флаконы для дамской сумочки цветного стекла, иногда двойные – уксусница и духи «в одном флаконе»; и бутылочки выточенные из полудрагоценных камней; и фарфоровые статуэтки-флаконы; и цветочные, конечно же, узоры. От флаконов не отставали щетки для волос, маникюрные принадлежности, мелочи вроде стаканчиков, наперстков, швейных наборов, ножниц, зеркалец.

Флаконы из серебра, декорированные сложными рисунками, стеклянные бутылочки с оригинальной огранкой и керамические сосуды с инкрустацией цветами приводили женщин в состояние неописуемого восторга.

В целом натуральность и гармония властвовали в моде – и это несмотря на то, что именно в викторианскую эпоху и именно английский химик Уильям Перкин создает синтетический запах кумарин, букет свежескошенного сена, на основе салициловой кислоты. Кумарин использовался в духах Jicky от Guerlain, открывших новую эру парфюмерного искусства, в которой природные компоненты сочетались с химическими эссенциями. Нельзя сказать, что составные «брендовые» духи полностью отсутствовали в викторианскую эпоху – наоборот, именно тогда появляются некоторые культовые, позднее многократно переизданные ароматы (такие, как «Русская кожа», Jicky, Eau de Imperiale), зарождаются империи Rimmel, Penhaligon's и D`Orsay. Очень много ароматов со словом «букет» в названии – это отражало суть цветочного аромата. Двадцатый век с его быстрым, практичным подходом к парфюмерному таинству неумолимо приближался, и его аромат витал в воздухе запахами искусственной розы и фиалки, предвещая усреднение, ускорение и упрощение. Эпоха парфюмерных денди, прекрасных ядов и эзотерических ароматов прошла навсегда, оставив в памяти потомков лишь легкий цветочный аромат ностальгии.


Использованная литература:

О. Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре», Книга 1

Англоязычная Википедия (авторский перевод)

Beautiful For Ever: Madame Rachel of Bond Street, Cosmetician, Con-Artist and Blacmailer

G. W. Septimus Piesse, The Art of Perfumery And Methods of Obtaining the Odors of Plants

Lee Jackson, The dictionary of Victorian London

Интернет-ресурсы.


Комментарии к статье Очарование Викторианской эпохи

Спасибо Вам огромное! Очень давно искала подобную статью! Очень, очень и очень полезная статья! Еще раз спасибо!

Спасибо Вам большое! ! ! Мне приятно, что Вам понравилась моя статья!

количество респектов: 1

Очень интересная статья! ! ! Особенно рецепты! Никак не досмотрю "марию антуанетту":) обязательно попробую ванны:)))

количество респектов: 3

Прекрасная статья, узнала много интересного. Спасибо! И иллюстрации изумительные!

количество респектов: 3

Супер, так интереснооооо! )))Спасибо.

количество респектов: 6

Спасибо Вам за комментарии! Я очень рада что моя статья Вам понравилась!

Когда пишу статьи- сама вместе с Вами учусь и открываю для себя много интересного!

Конечно, удивительная эта эпоха, удивительные нравы, множество открытий и изобретений.

Ханжество и приличие невероятным образом сплетены воедино.

количество респектов: 9

Викторианская эпоха в Европе, я гляжу, имеет параллели с мусульманским миром: тоже закрытость тела и цензура чувственности, всевозможные запреты, и тоже возникшие вследствие этого "тайные языки" и причудливые узоры флаконов, такая себе лазейка для самовыражения. Обратите внимание, как богато оформлены флаконы современных арабских духов. В этом точно есть какая-то параллель с психологией англичан викторианской эпохи.

количество респектов: 5

Превосходная познавательная статья! Спасибо Вам за труд, написано так интересно и много удивительных фактов.

количество респектов: 5

Замечательная статья! Спасибо! Много интересной и полезной информации, грамотный перевод, отличный слог!


Буду рада Вас видеть в теме "Энциклопедия винтажей", нам такие люди нужны!

количество респектов: 7

Как интересно! Познавательно и увлекательно. Спасибо Вам пребольшущее!

количество респектов: 4

Новые комментарии

Анна
10 Декабря 2016 09:20

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Если ингредиенты жидкие, их лучше всего разбавить хотя бы до 20% (средняя концентрация парфводы, хотя у кого-то это уже духи). Если вещество сильно ядрёное, то его лучше разбавлять до 5-10%, чтобы получить более тонкие оттенки. По мл: 5%— 0, 5 мл концентрата, 9, 5 — спирта;

10%: 1 к 9

20: 1 к 4.

Ri
10 Декабря 2016 07:00

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Кто разъяснит, в каких пропорциях разбавлять СДВ. Вот , например, читаешь про линалоол.Описывают как

средний, кожа, восковой, розовый бутон, цитрус.Всё совершенно разные запахи.Вероятно, что при разной концентрации появляются разные ароматы.Так вот нет ли где информации по этому поводу.
Ri
10 Декабря 2016 06:47

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Здравствуйте. Не пойму, почему в качестве фиксатора здесь выделен только бензофенон?А как же сандал, роза, ветивер, пачули, стиракс бензойный, жасмин, кедр и др.

kitusyan
20 Ноября 2016 16:38

Комментарий к новости Jo Malone Rock The Ages

Коллекция однозначно яркая, красочная с прекрасными ароматами! От одного вида на флакошики, чьи колпачки украшены полосками - шапочками - просто умиляешься. Самые любимые Роза Тюдор и Герань-Вербена - неоднозначные и яркие ароматы, Перец пока не попался в мои сети, но все впереди.

Lally
12 Сентября 2016 23:10

Комментарий к новости Fragonard Rendez Vous ( Arielle)

Как интересно! Вот мечтаешь-мечтаешь о каком-то аромате, а оказывается это старый знакомый, только в другой бутылке. Думаю все же опытные маньяки различия найдут, но вообще очень полезно знать такие родословные. Я знала только один такой пример - Феминита, которая перекочевала от Шисейдо к Лютансу. Будет любопытно узнать еще о таких случаях.

Загрузка...
Наверх