Два лица одного парфюма - Guerlain Kadine

Два лица одного парфюма - Guerlain Kadine

Порекомендуйте страницу в социальных сетях

24 Ноября 2014 18:10

количество комментариев: 4

  Данную статью прочитали 1470 посетителей

Guerlain Kadine





Создание аромата Kadine – это ещё одна романтическая история от Guerlain, ныне совершенно забытая. Однако по единичной разрозненной англоязычной, имеющейся в сети информации, составить полную и достоверную картину о парфюме Kadine не просто сложно, а практически невозможно. Существует официальная версия в виде брошюры от Guerlain 1, возможно, дошедшая до наших дней в сильно видоизменённом виде и представленная так, как выгодно маркетологам Guerlain, и существует версия столетней давности, рассказывающая о создании аромата Kadine в издании 1914 года Pearson's Magazine. Решать вам, в какую версию верить! Я всегда склонна доверять, прежде всего, печатным первоисточникам, но, к сожалению, издание 1914 года Pearson's Magazine я своими глазами не видела, впрочем, равно как не видела и брошюру от Guerlain.

1
. Предполагаю, что эта брошюра датируется началом 2000-х гг, когда Guerlain планировал переиздание 4-х забытых ароматов, и Kadine в том числе, но чуда так и не произошло, в 2005 году были переизданы только два из них - Guerlain Vega и Sous le Vent .




Версия первая.

Портрет кадын (таков был титул, если можно так сказать, признанной жены султана времён Османской империи) увиденный в стамбульском дворце Топкапы, преследовал впечатлительное воображение Жака Герлена несколько месяцев. Любимая жена султана, изображённая на портрете, была не только невероятной красавицей, но также обладала удивительным даром - исключительным обонянием, которое стало легендой ещё при жизни этой, ныне безвестной, кадын. Жак Герлен никогда больше не видел эту картину, но он желал отразить свои возвышенные эмоции в духах, которые, в его представлении, непременно должны были быть нежными, деликатными и трогательными – они могли быть только пудрово-цветочными. Таким образом, в 1911 году был рождён аромат Kadine от Guerlain.


Сложно сказать, портрет какой именно кадын так вдохновил Жака Герлена. Османская империя существовала долгие века, правителей за всё время существования султаната, который окончательно распался в 1922 году, в общей сложности было 36 человек. Кадын, признанных жён, у султана могло быть не более четырёх одновременно, но, так как в те времена женщины часто умирали при родах и от болезней, у одного султана за всю его жизнь могло быть около десятка признанных жён (конечно, не считая бесчисленного сонма наложниц и рабынь). Число невольниц при Махмуде II составляло 456, при Абул-Азизе - 809. Их всех обучали и воспитывали, так как одна из них могла стать в будущем женой или матерью султана. Первоначально султаны женились на дочерях правителей соседних государств, но, начиная с Мехмеда Фатиха - только на невольницах. Самым вместительным гаремом в мире был Зимний гарем Большого сераля Топкапы, Стамбул, Турция, построенный в 1589 году и имевший 400 помещений. Там в разное время содержалось от 300 до 1200 наложниц.


Путь от наложницы до кадын зачастую был длинным и непростым, его могли пройти только избранные. Кадын не могла стать рабыня, поступившая в гарем в качестве купленной вещи, ею могла стать только невольница, попавшая в гарем в качестве военной добычи или полученная в дар. Рабыни могли подняться до статуса наложниц, но никогда не могли стать официальными жёнами.



Примерная иерархия гарема:



Valide Sultan (Валиде Султан) - мать султана.


Hasseki Sultan (Хасеки Султан) – титул, показывающий близость к султану, любимой жены, родившей ему ребёнка. Впервые этот титул был дарован Сулейманом Великолепным Хюррем, также известной как Роксолана.


Hazinedar Usta (Хазнедар Уста) – великая казначейша.


Baş Kadın – (Баш Кадын) – первая жена султана, главная.

İkinci, Üçüncü, Dördüncü Kadın – вторая, третья, четвёртая жёны соответственно.


Baş İkbal – (Баш Икбаль) - первая фаворитка султана, главная.

İkinci, Üçüncü, Dördüncü İkbal - вторая, третья, четвёртая и т.д фаворитки.


Baş Gözde – (Баш Гёзде) – «удостоившаяся взгляда», девица, на которую посмотрел султан (и не более того), главная.

İkinci, Üçüncü, Dördüncü Gözde и так далее по счёту – все остальные пронумерованные девицы, удостоившиеся взгляда султана.


Существовали ещё и такие титулы (пишу их по убыванию важности): Пейк, Одалык, Уста, Кальфа, Джарийе – это самая низшая ступень гаремной иерархии.


Я думаю, все слышали о Хюррем-Роксолане и о великой любви к ней султана Сулеймана Великолепного. Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. После ее смерти Сулейман построил большое количество объектов, посвященных Хюррем-Роксолане. Говорят, что султан не позвал в свои покои ни одну женщину после смерти любимой жены.


«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»


А это последняя представительница династии, рождённая до свержения султаната и последний человек, зарегистрированный в «Книге Османской Династии». Я не смогла удержаться от того, чтобы не добавить её фотографии. Меня потрясла её утончённая красота и элегантная аристократичность - именно такая женщина могла бы заставить не спать месяцами Жака Герлена! Фатьме Неслишах Османоглу Султан удалось пронести через всю свою долгую жизнь, изобиловавшую событиями (она умерла на 92-м году жизни) и красоту, и царственную осанку. Вместе с её смертью закончилась последняя глава Великой Османской Династии.

Версия вторая.

Все мы знаем Жака Герлена, парфюмера и наследника династии, внука Пьера Франсуа Паскаля Герлена, основателя дома Герлен. Жак Герлен вошёл в историю, прежде всего, благодаря созданию таких великих ароматов как L'Heure Bleue, Mitsouko, Shalimar, Liu и Vol De Nuit, которые мы помним и любим даже сейчас, несмотря на то, что со времени их создания прошло уже около ста лет.

Мы знаем и Эме Герлена, сменившего в 1864 году на посту парфюмера своего отца, Пьера Франсуа Паскаля Герлена. Именно Эме мы обязаны существованием таких парфюмов как Jicky, Mouchoir de Monsieur, Apres L'Ondee , и именно Эме ввёл в парфюмерный обиход ставшее таким привычным и классическим пирамидальное строение аромата - разложение его на начальные ноты, ноты сердца и базовые ноты.

Но почти никто уже не помнит сейчас Габриэля Герлена, сына Пьера Франсуа Паскаля Герлена, брата Эме Герлена и отца Жака Герлена. Габриэль Герлен долгих 46-ть лет, в период с 1864 года по 1910 год, занимался рутинным менеджментом, предоставив возможность своему брату Эме творить, составлять новые ароматные композиции для искушённой публики конца XIX – начала XX веков. Но неужели Габриэлю, сыну того, кто создавал ароматы для королевских домов и великих мира сего, не хотелось хоть иногда прикоснуться к прекрасному? Думаю, что хотелось! И как минимум один такой момент зафиксировала история – речь идёт о создании аромата Kadine.


Основанием для таких выводов служит рекламный проспект 1914 года, опубликованный в журнале Pearson's Magazine и доступный сейчас для прочтения в сети, но не для обозрения. Несмотря на то, что прямых доказательств в виде фотографий страницы журнала для подтверждения подлинности текста нет, его многосложность и некая вычурность, в целом, не свойственная современному английскому языку, косвенно подтверждают то, что это рекламное объявление действительно было написано в начале XX века.


Я не буду дословно переводить всё объявление, так как в нём немало «воды», свойственной любой рекламе, а расскажу историю создания аромата Kadine так, как её увидела я! Возможно, что моя статья породит новый миф о доме Герлен, парфюмерах, творивших в его стенах и их детищах – парфюмах… Что же, им всем это только на руку!



«Парфюмерия была её увлечением. Из цветов, растущих в её саду, она дистиллировала эфирные масла - Габриэль Герлен говорит, что ни один парижский парфюмер не в состоянии приобрести более чистую и беспримесную концентрированную эссенцию болгарской розы. Пармские фиалки, изобретение её семьи, давали ей в виде эфирного масла почти точный аромат этих цветов. Но прежде всего она любила ирисы – древний символ французских королей.
1

Порошок корня ириса известен всем; однако ни один парфюмер не преуспел в создании того, чего жаждало тонкое воображение Мари Луизы - концентрированного жидкого ириса, не пресного, а декорированного мимолётными полутонами и маняще дразнящего тёплым оранжевым цветочным сердцем, вносящим лёгкий диссонанс в общую белизну. Габриэль Герлен, великий старый художник 2, которого она называла своим другом, создал этот парфюмерный ирис для неё, назвав его "Kadine" - турецким символом Королевы и Женщины - этому творению было предначертано со временем стать драгоценным современным ароматом.»



1
. В моей следующей статье я ещё вернусь к этой теме, так как не хочу сейчас перегружать информацией эту статью.

2. О как! Его называют великим художником (от парфюмерии)! Так возможно ли, что Kadine – это не единственный аромат, созданный Габриэлем Герленом?



















Итак, кто же такая эта таинственная Мари Луиза, называвшая своим другом старого Герлена (ключевое слово в этой фразе «старый» - это значит, что Мари Луиза была молода, намного моложе Габриэля). Кстати, мне с трудом удалось найти даты рождения и смерти Габриэля Герлена - 1841-1933 гг. В дальнейшем тексте Мари Луиза упоминается как дочь семейства Бурбон-Парма и возлюбленная Фердинанда. Конечно же, не нужно применять дедуктивный метод, чтобы понять, что речь идёт о Марие-Луизе Бурбон-Пармской, княгине Болгарии, супруге князя, позже ставшего царём Болгарии Фердинанда I.


Мария-Луиза – это первая дочь из 24-х детей Пармского герцога Роберта I (я в шоке от плодовитости этого европейского герцога – от каждой жены, которых было у него две, он имел по 12-ть детей, 6-ро из которых, от Марии Пии Бурбон-Сицилийской, были слабоумными). Мария-Луиза умерла совсем молодой, в возрасте 29-ти лет через день после рождения младшей дочери (предполагаю, что от родильной горячки, которая в те времена являлась наиболее частой причиной смерти женщин детородного возраста) - 17 января 1870 — 31 января 1899 гг.


К сожалению, подробную информацию о Марие-Луизе и её отношениях с мужем Фердинандом, я не нашла ни на русском, ни на английском языках, поэтому мне пришлось обращаться к источникам на болгарском языке. После моих мучений с турецким языком при написании первой части статьи, переводы с болгарского языка на русский оказались лёгкой работой – болгарский язык удивительно схож с русским, точнее, с церковнославянским языком, которым я когда-то интересовалась, а также содержит немало архаичных славянских слов, многие из которых я знаю и понимаю. В общем – это был интересный опыт!


Мне хотелось выяснить, какие отношения были у Марии-Луизы с её мужем, с которым они прижили за 6-ть лет брака 4-х детей, почему он повторно женился только спустя 9-ть лет после смерти Марии-Луизы? Сведения, почерпнутые мною о Фердинанде, оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, внешне благополучный первый брак и 4-ро детей, родившихся в этом браке, а с другой стороны, отсутствие детей во втором браке и явное пренебрежение Фердинандом второй супругой плюс обвинения в бисексуальности. Правда, под болгарской статьёй, «приоткрывающей завесу» над личной жизнью и сексуальными предпочтениями Фердинанда, находится немало негодующих комментариев, в которых пользователи обвиняют автора статьи в предубеждении и клевете. Поэтому я не стала продолжать копаться в грязном белье Фердинанда, а сосредоточилась на собственных впечатлениях от старых фотографий Фердинанда и его жён.


В первом браке он выглядит счастливым, находясь рядом с супругой, Марией-Луизой. На многих фотографиях он запечатлён в три четверти, взгляд его неотрывно прикован к жене – несомненно, она интересовала его как женщина, и 4-ро детей являются тому неоспоримым подтверждением. На тех же фотографиях, где Фердинанд находится рядом со своей второй женой, он неизменно строго смотрит в объектив фотоаппарата, от фотографий веет холодностью и равнодушием. Второй брак был явно династическим. У супругов были разные спальни, каждый из них вёл тот образ жизни, который его устраивал.


Мария-Луиза не была общепризнанной красавицей, но она обладала большими прекрасными глазами с поволокой, стройным станом и аристократичной элегантностью. Княгиня была умна и прекрасно образована, она разговаривала на 5-ти языках, владела английским, как вторым родным языком, что впечатляло даже саму английскую королеву Викторию, прекрасно рисовала, восхищаясь великолепными болгарскими пейзажами. А если добавить ко всему вышеперечисленному то, что, будучи верной женой и любящей матерью, Мария-Луиза успевала совершенствоваться и находила время на увлечение парфюмерией, становится понятным восхищение Габриэля Герлена этой удивительной женщиной!


Прожив только 6-ть лет в Болгарии, эта первая болгарская принцесса оставила светлую память в сердцах своих подданных. Она не занималась политикой, но запомнилась современникам своим желанием изучить народную культуру новой страны, ставшей отныне для неё домом, глубокой религиозностью, меланхоличным взглядом, удивительной скромностью и очень щедрой благотворительностью.


Поэтому мне всё же хотелось бы верить в красивую историю любви, трагично прервавшуюся после 6-ти лет счастливого и плодовитого брака.




Вполне возможно, что именно Жак Герлен дорабатывал парфюм, созданный его отцом. Скорее всего, так оно и было, потому что Габриэль Герлен отошёл от дел в 1910 году, а Kadine появился в 1911 году, когда компанией уже управляли его сыновья (у меня есть определённая доля сомнений по этому поводу, так как мне довелось встретить на аукционе флакон Kadine 1908 года выпуска, но эта информация пока что совершенно бездоказательна).


Таким образом, остаётся только один, последний вопрос – почему всё-таки аромат назвали Kadine? Ответ лежит на поверхности, его не нужно долго искать! Cо второй половины XIX века в Европе значительно усилился интерес к традициям восточной культуры и духовности, который достиг своего пика в начале XX века. В то время создавать восточные парфюмы и называть их загадочно, было очень модно! К тому же титул Кадын – квинтессенция Королевы, Женщины и Матери, как нельзя лучше подходил молодой княгине Марие-Луизе – венценосной жене и матери 4-х детей.




P.S. Упоминание о Guerlain Kadine есть в дневнике известного композитора, дирижёра и пианиста Сергея Сергеевича Прокофьева, опубликованного в 2002 году в Париже в количестве 3000 экземпляров.

Я не стала приводить все записи целиком, а выбрала только строки, непосредственно касающиеся Guerlain Kadine.



С. Прокофьев. «Дневник» 1913 год


4 марта

«У Тонечки Поповой чудесные духи. Я ими восхищался ещё перед Рождеством. Потом оказалось, что духи вышли, а марка неизвестна. Потом и сама Попова исчезла. Сегодня сразу выпорхнули и Тонечка и духи. Я отнял у неё платок. Мама говорит, что духи пахнут свежей полынью, но я завтра узнаю название и покупаю себе. Я иногда очень восхищаюсь сильным ароматом. Помню, попав первый раз в Сухум, я до одурения впивался в гардении.


5 марта

Когда я проснулся утром, то рядом на столе лежал вчерашний платок и издавал тонкий аромат. У меня сразу сделалось хорошее настроение…

… Когда Лидочка ушла, я встретил Антонину Попову и вернул ей платок, требуя взамен название её духов. Она сказала Guerlain Сoty и мы с Максом пошли завтракать к Перетцу. По дороге зашли в парфюмерный магазин, где оказалось, что и Guerlain, и Сoty – название фабрик, а каждая имеет по пятнадцати сортов. «Guerlain Сoty» - нелепица: Попова либо надула, либо сказала насмех…

…Натолкнувшись на Попову, уличил её в подлоге марки духов. Она обещала справиться дома, а я позвонить в восемь часов.

Когда я вернулся домой, я позвонил Поповой. Она, смеясь моей настойчивости, сообщила марку духов: Guerlain Kadine. Я сейчас же пошёл в соседние аптекарские и парфюмерные магазины, был в трёх, но там такой марки не оказалось. Я опять решил, что Тонечка меня надула, но позвонил в большой магазин на Невском и там Guerlain Kadine оказались. Я очень обрадовался, Душёнки не из дешёвых: десять рублей маленький флакон…


6 марта

… Затем купил Guerlain Kadine и ужасно обрадовался этим духам, хотя у меня ещё сомнение: то ли это, что у Поповой?»


Судя по тому, что более Прокофьев не упоминает о Guerlain Kadine, сомнения его развеялись!:) Иначе он продолжал бы выпытывать у Тонечки правильное название духов - очень настойчивый и целеустремлённый молодой человек!


В Америке, в 1914 году, Guerlain Kadine стоил 5 долларов за 7 мл флакон духов. Это было очень дорого!


Обсуждение статьи в тематике форума Энциклопедия винтажей: часть первая, часть вторая.




Комментарии к статье Два лица одного парфюма - Guerlain Kadine

Спасибо, Неля! Вряд ли я когда-нибудь замахнусь на такой грандиозный проект, но статьи складировать буду! Глядишь, после моей смерти кто-нибудь издаст мои мемуары...

количество респектов: 1

Наташа, спасибо, опять замечательно! Собирай материал, еще немного, и можно книгу публиковать, типа "путешествие в мир винтажных парфюмов"

количество респектов: 2

Полностью с Вами согласна! ! ! К сожалению, вместе с продажей в 1994 году Жаном-Полем Герленом дома Герлен компание Louis Vuitton Moet Hennessy, закончилась и последняя глава династической книги Герлен - ушла великая эпоха. Жан Поль Герлен не справился с новыми веяниями конца 20-го века, сломался...

количество респектов: 5

Великолепная статья, спасибо огромное! ! ! Хочется, чтобы современный Герлен перестал тупо заколачивать бабки (извиняюсь за неизящный слог), и, наконец, осчастливил мир совершенно новой легендой.

количество респектов: 6

Новые комментарии

Анна
10 Декабря 2016 09:20

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Если ингредиенты жидкие, их лучше всего разбавить хотя бы до 20% (средняя концентрация парфводы, хотя у кого-то это уже духи). Если вещество сильно ядрёное, то его лучше разбавлять до 5-10%, чтобы получить более тонкие оттенки. По мл: 5%— 0, 5 мл концентрата, 9, 5 — спирта;

10%: 1 к 9

20: 1 к 4.

Ri
10 Декабря 2016 07:00

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Кто разъяснит, в каких пропорциях разбавлять СДВ. Вот , например, читаешь про линалоол.Описывают как

средний, кожа, восковой, розовый бутон, цитрус.Всё совершенно разные запахи.Вероятно, что при разной концентрации появляются разные ароматы.Так вот нет ли где информации по этому поводу.
Ri
10 Декабря 2016 06:47

Комментарий к новости Парфюмерные ингредиенты, или Разберём святое по косточкам

Здравствуйте. Не пойму, почему в качестве фиксатора здесь выделен только бензофенон?А как же сандал, роза, ветивер, пачули, стиракс бензойный, жасмин, кедр и др.

kitusyan
20 Ноября 2016 16:38

Комментарий к новости Jo Malone Rock The Ages

Коллекция однозначно яркая, красочная с прекрасными ароматами! От одного вида на флакошики, чьи колпачки украшены полосками - шапочками - просто умиляешься. Самые любимые Роза Тюдор и Герань-Вербена - неоднозначные и яркие ароматы, Перец пока не попался в мои сети, но все впереди.

Lally
12 Сентября 2016 23:10

Комментарий к новости Fragonard Rendez Vous ( Arielle)

Как интересно! Вот мечтаешь-мечтаешь о каком-то аромате, а оказывается это старый знакомый, только в другой бутылке. Думаю все же опытные маньяки различия найдут, но вообще очень полезно знать такие родословные. Я знала только один такой пример - Феминита, которая перекочевала от Шисейдо к Лютансу. Будет любопытно узнать еще о таких случаях.

Загрузка...
Наверх